Таинство Соборования в контексте «богословия зависимости»

Доклад руководителя программы «Метанойя» игумена Ионы (Займовского) на Рождественских чтениях 2015 г.

"Таинство Соборования раскрывает перед нами великую идею целостности человека, некогда утраченной и вновь обретаемой в исцелении телесном и духовном."

  1. В этом году исполняется 10 лет православной Программе «Метанойя». Что нового произошло за последнее время?

- В московском наркологическом диспансере по инициативе главного врача уже 5 лет действует «Метанойя-2». Осенью состоялась первая литургия в домовом храме диспансера, в которой приняли участие примерно 70 человек – участники Программы. Теперь литургии служатся систематически, поет народный хор, в таинстве Евхаристии участвует весь храм. И это – новая страница в жизни «Метанойи».

- У нас начала работу огласительная группа, на нее записались 35 человек. Катехизатор – дипломированный специалист в области оглашения, к тому же активный участник одного из 12-шаговых содружеств.

- Усилиями наших участников создан новый образ «Иисус Христос – Лоза Истинная».

- Основные встречи на Программе проводит психолог-профессионал в области зависимости совместно со священником. В среднем нас посещает еженедельно 50 человек, как алкоголе- и наркозависимых, так и их близких, а также людей с другими зависимостями (игромания). Труды психолога оплачивает наркологическая структура Москвы. Таким образом, «Метанойя» – совместный проект Церкви и государства (в лице наркологической службы).

- «Меридиан», готовим записку на межсоборное Присутствие.

- В течение трех лет руководитель Программы вместе с психологом читают практический спецкурс для московского духовенства на курсах переподготовки при Новоспасском монастыре. Понятия «целостность, холистичность, мультидисциплинарность» мы рассматриваем как ключевые. За 3 года этот курс прослушало около 300 священнослужителей. ОЦЕНКА КУРСА.

Таким образом, практическая деятельность Данилова монастыря подвела нас к необходимости осмыслить ряд вопросов теоретического характера. Главный из них – как возможен сегодня целостный подход к зависимости в теории и на практике?

  1. Только совместными усилиями науки, общества и Церкви можно приблизиться к правильному пониманию того, в чем состоит феномен зависимости. Феномен зависимости понимается сегодня все более объемно – зависимость от химических веществ коррелирует с болезненной зависимостью от отношений (созависимость), моделей поведения (игромания, интернет-зависимость), удовлетворения естественных потребностей (пищевые расстройства, эротомания) и др. Само это расширение сближает научный и церковный подход к человеку. 

Поэтому сегодня все настойчивее заявляет о себе целостный взгляд на зависимость. Со стороны науки это выработка био-психо-социального подхода, создание аддиктологии и изучение духовного аспекта проблемы.

Со стороны Церкви это перспектива раскрытия природы зависимости в рамках христианской антропологии и богословия.

 

  1. Я полагаю, что пришло время говорить о создании богословия зависимости. Понятие «зависимость» не богословское, но оно должно быть введено в богословский контекст. Я думаю, что его фундаментом должно стать общее для науки и Церкви понятие целостности.

Зависимость в свете церковной антропологии – это утрата и обретение целостности. Эту идею можно и нужно раскрывать в свете церковного предания. В качестве примера приведу рассуждение о таинстве Соборования (елеосвящения). Мы привыкли относиться относиться к этому таинству, как вторичному, необязательному и символическому. Либо им пренебрегают, либо используют отчасти магически. В ходе моего исследования я совершил небольшой экскурс в историю этого Таинства и пришел к следующему выводу. Таинство соборования – это зримое подтверждение очевидной, но нередко затертой идеи: Бог благословляет здоровье. Бог благословляет телесное здоровье. Бог хочет, чтобы мы были телесно здоровы. Церковь издрелве хранила это знание. Желание человека получить исцеление от болезни  не мелочно и не призрачно. Бог создал нас совершенными и хочет нас видеть таковыми.

Хотя смысл Таинства Соборования сохраняется в православном предании неизменным, в горизонте практического осмысления и применения происходят определенные трансформации, несколько затемняющие, как нам кажется, холистическую основу этого Таинства. При проживании актуального смысла таинства в обыденной церковной практике нередко на первый план выходят спиритуалистические его трактовки, когда болезнь понимается не буквально, а символически, как синоним нашей общей греховности. Или доминирующим становится мотив мистико-эсхатологического осмысления таинства, когда исцеление как бы откладывается на последние времена. Все указанные истолкования имеют полное право на существование, все они освящены опытом Церкви, однако, на наш взгляд, сегодня необходимой представляется актуализация физической, биолого-медицинской стороны исцеления, представленной в таинстве Соборования как ни в каком другом.   

Итак, в таинстве елеосвящения явлен принцип телесно-душевно-духовной целостности, возможно, наиболее актуальный в современном диалоге науки и Церкви. Холизм таинства елея становится очевидным при обращении к истории таинства, его богословскому истолкованию и анализу его богослужебной структуры. В богословии смысл таинства Соборования определяется через понятия исцеления, обновления, терапии (Арранц 346??), Таинство Соборования восходит, как известно, к словам из послания св. апостола Иакова. Приведу эти слова: "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак 5:13-16)". Анализируя их, литургист начала XX века иером. Валентин (Алентов) констатирует: "Таинство св. елея предназначалось 1) именно болящим, 2) для врачевания их болезней и отпущения их грехов. В таком смысле и понималось назначение данного таинства в древне-христианской церкви – восточной и западной" (Алентов, с. 26).  Историк литургии М. Арранц отмечает, что таинство елея "рассматривается в Церкви как таинство Исцеления, Восстановления par excellence и, в отличие от других таинств и молитв, ориентировано, прежде всего, на телесное исцеление человека" (стр. ???).

Таким образом, справедливым будет сказать, что именно в таинстве елея наиболее глубоко раскрывается медико-терапевтическое учение Церкви. Актуализация физического, "плотского" аспекта заболевания и исцеления отвечает изначальному религиозно-медицинскому пониманию Таинства, с одной стороны, и намечает перспективу воцерковления медицинского познания человека, с другой. 

  1. Употребление масла (прежде всего оливкового), ставшее материальным субстратом Таинства Соборования, с древнейших времен и у различных народов соединяло в себе элементы гастрономического, косметического, медицинского и культового употребления (Иларион, 153). О целебных свойствах елея и составляемых из него натираний мы имеем свидетельства у Филона Александрийского, Цельса и Галена (Алентов, с. 1).
  2. Практика употребления масла у иудеев была в общем и целом такой же как и у других древних народов, хотя особое значение приобрел религиозный аспект, и елей стал одним из главных религиозных символов. Ссылаясь на свидетельства Священного Писания, митрополит Иларион (Алфеев), отмечает, что елей понимался как символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (Иезек 16, 9); радости (Пс 44:8, 103:15), любви (Песн 1:3), дружбы (Притч 27: 9), братского общения (Пс. 32:2), наконец, как знак Божьего избранничества, пророческой и царской власти (1 Цар 10:1-6; 16: 13) (Иларион 154-155).
  3. В медицинском отношении масло у иудеев было одним из самых распространных целебных средств. Как отмечает Алентов, "у иудеев елей употреблялся в различных болезнях: при головных болях, поранениях, кожных болезнях и др. - то чистый, то смешанный с вином. Самое помазание им совершалось в праздники и субботы" (с. 2). Общеупотребительность елея как медицинского средства нашло отражение в метафорике пророческих книг Священного Писания:
  4. В связи со сказанным выше нет оснований считать, что в общине Христа и в раннехристианских общинах культура употребления масла была иной, чем в их иудейском и языческом окружении. Как замечает митр. Иларион, "еще при жизни Христа елей употреблялся в христианской общине для исцеления болезней" (Иларион с. 156). В притче о милосердном самарянине Христос упоминает елей как лечебное средство.
  5. Миссия исцеления была одной из важнейших в христианской общине. Как отмечает М. Арранц, "...сам Иисус начинал свою спасительную миссию, исцеляя больных и изгоняя бесов (см., например, Мк 1:23-27, 34, 39, 40-43; Мк 2:3...). Получается, что по возвращении из пустыни, после продолжительного состязания с диаволом, Агнцу Божьему, Взявшему грехи мира, ничего не было важнее, как упразднение морального и физического зла" (с. 376). К Своей миссии Иисус привлекает учеников (см. Мк 3:14 и, особенно, Мк 6:7: "И, призвав Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами...". В служении исцеления использовалось масло: Мк 6:12-13: "Они пошли, и проповедали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли" (там же, с . 376). "И это не была только начальная миссия учеников - борьба против бесов и болезней является главным элементом, сопровождающим проповедание Евангелия и Крещения", - подытоживает М. Арранц (с . 377).
  6. По свидетельству раннехристианских писателей, целительное значение масла усиливалось тогда, когда его применяли с молитвой христиане, ведущие праведный образ жизни. Христианин Прокл, по рассказу Тертуллиана, исцелил императора Севера, отца Антонина, помазав его елеем. Есть и множество других свидетельств, которые мы опускаем (Алентов, с. 3). Помазание маслом могло сопровождаться или заменяться возложением рук - важнейшим целительским действием, описанным у раннехристианских авторов. У Оригена при цитировании апостола Иакова вместо слов "пусть помолятся над ним" находим "пусть возложат на него руки". Как утверждает митр. Иларион, это может означать, что существовал обычай возложения рук при помазании елеем (Иларион, с. 158).
  7. В своей истории таинство елея долгое время было соединено с литургией. Опираясь на слова ап. Иакова (Иак 5:14), можно утверждать, что первоначально таинство елея совершалось по домам. Однако древнейшие богослужебные рукописи свидетельствуют о том, что начиная приблизительно с VI-VII вв. и до XIV в. таинство елея было включено в литургию. Некоторые историки считают, что это было связано с тем, что в указанный период Церковь начала строить больницы, и эти больницы строились непосредственно при храмах (Алентов, 12-13). Два таинства, как и в случае с крещальной и венчальной литургией, соединялись в один литургический ансамбль, в котором каждое таинство несло свой особый смысл и назначение. Существуют свидетельства древних церковных авторов о совмещении двух таинств: Цезарий Арльский (+ 542) отмечал: "Сколько бы раз и какая болезнь ни приходила, болящий принимает тело и кровь Христову и затем помазует все тело...", а Елигий, еп. Нувонский писал: "Пусть болящий верует в одно милосердие Божие и принимает с верою и преданностью Евхаристию тела и крови Христовых; просит у церкви елей благословенный и помазует им тело свое во имя Христа..." (Алентов, с. 29)).

          В Константинопольском евхологии "Стратигия" говорится о том, что освящение  елея и сам чин помазания совершались непосредственно на литургии. Как пишет М. Арранц, "елей для больных освящался не как в древности, сразу после евхаристической анафоры, как освящается и до сих пор св. миро, но в конце "проскомидии", или приготовления хлеба и вина перед самой Литургией. Помазание же совершалось после причащения, как раз когда более интенсивно должно ощущаться чудотворное присутствие Иисуса Христа среди Своих верных" (Арранц, 599).  "В какой-то момент, - утверждает далее Арранц, - из-за того, что Причащение стало редкостью по причине многочисленных случаев покаянного воздержания от него, или потому, что освящению елея стали придавать особое значение, оно стало совершаться отдельно от Литургии, в ночной или утренней службе... Современное последование сохраняет характер длительного моления, но оно уже потеряло всякую связь с Евхаристией" (Арранц, с. 600).

  1. В начале своего исследования В. Алентов задается вопросом: почему таинство, предназначенное для больных, и зачастую тяжело больных людей, окзалось самым объемным и длинным из всех таинств? (Алентов, III) Ответ, по всей видимости, состоит в том, что в древности таинство елея совершалось не однократно, а на протяжении семи дней. Как отмечает Арранц, указание на то, что таинство помазания должно совершаться семью пресвитерами и в течение семи дней, можно найти в рукописях начиная с Х века. Есть свидетельства о том, что и на дому таинство елея совершалось семь дней семью иереями (Арранц, 599, 534). Как отмечают исследователи, таинство в равной степени могло совершаться и епископами и иереями, в нем участвовали и диаконы; число клира могло меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (Алентов, 16-17). Нам представляется существенным указать на исторические причины семижды-семикратного умножения помазания елеем болящего. В древних евхологиях мы находим подробные рекомендации об участии каждого из священников: "Каждый иерей читает пятистишие (Паки и паки...) и молитву (не указанную), тушит свой фитиль и помазывает приходящего больного (...чело, уши и руки...); затем другой иерей или дьякон помазывает все тело его" (Арранц, 541). Такая процедура (обратим внимание на не символическое, а вполне медицинское помазание всего тела болящего), сопровождаемая каждый день новым литургическим чтением, продолжается на протяжении семи дней. М. Арранц размышляет о том, почему "помазание повторяется семь раз, и иногда сорок девять раз?" Его ответ целиком и полностью поддерживает ту логику понимания таинства елея, которую отстаиваем здесь и мы: Исцеление, конечно, зависит в первую очередь от Господа Бога, но одновременно не забывается, что помазание маслом имело в древности, да и сегодня медико-терапевтический характер; «всем известно, что никакое лекарство не действует окончательно раз и навсегда в результате одного единственного употребления" (Арранц, с. 598). Шиманский называет семидневный период совершения елеопомазания "полным кругом благодатного врачевания" (Шиманский, 127-128). Остается открытым вопрос о том, когда таинство елея стало совершаться в один день? Не связано ли упрощение и сокращение таинства елея с общим процессом секуляризации культуры и развития медицины?
  2. Семь апостольских и евангельских чтений, сохранившихся в современном чине помазания, восходят, по всей вероятности, к тому периоду, когда таинство совершалось семь дней на семи литургиях (Арранц, 534). Сегодня совокупность этих чтений, как мы полагаем, может рассматриваться как своего рода мини-лекционарий для тех, кто желает получить исцеление от той или иной болезни. В этих отрывках выражена позиция Церкви по вопросу болезни и исцеления от нее: подчеркивается связь физической и духовной немощи, указывается на важность духовной работы и веры в исцеляющую силу Бога, а также даются примеры исцелений, совершенных Господом Христом. Каждый из отрывков как бы отсылает к другому, все вместе они создают герменевтически плотное пространство толкований. Не буду приводить здесь эти чтения, напомню только, что там присутствуют такие знаменательные отрывки, как рассказ об исцелении бесноватой сирофиникиянки, а также история Закхея, который половину имения раздал бедным и возместил вчетверо тем, кому был должен. Здесь как бы намечена некая определенная программа, выполнение которой позволяет совершиться таинству исцеления.
  3. В таинстве елея, как и в другом молитвенно-богослужебном наследии Церкви, содержатся молитвы, выражающие холистическое понимание болезни и исцеления. В памятниках сохранилось множество молитв над болящими, как отдельных, так и входящих в какой-нибудь чин (Арранц, с. 488). Например, Синайский глаголический евхологий содержит 50 молитв, читаемых над больными, "40 из которых, по всей вероятности, были составлены прямо на славянском языке (Арранц, с. 488) Как пишет Аррнац: "В XI в. апостолы славян Кирилл и Мефодий, а также их ученики, составители Синайского славянского Евхология, еще верили в возможность исцеления больных через веру, как доказывают их 50, в большинстве оригинальных, молитв врачевания" (Арранц, с. 601).).

          Арранц приводит пример молитвы, читаемой над больным иереем (и подходящей по содержанию любому христианину), в которой призывается благословение на врача: "Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй ниспадающия и возводяй низверженные, телесные человеков скорби исправляяй: молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего  (имярек) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли еже управити ум и руку раба твоего лекаря, да нуждную хирургию сотворит благополучно, яко телесному недугу больнаго раба Твоего (имярек) совершенно исцелиться, и всякому нашествию неприязненному далеко отгнану быти от него. Воздвигни его от одра болезнненнаго и даруй его здрава душою и телом Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою..." (Арранц, 505). Примечательная молитва!!!

          Центральная молитва Таинства Соборования - это совершительная молитва "Отче святый...". Первый раз она встречается в чине IX века (Шиманск, 134). В ней мы читаем: "Ты послал единородного Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, дабы Он исцелил всякий недуг и избавил нас от смерти, - исцели же и это чадо Твое (имя) от обступивших его плотских и душевных немощей и милостью Христа Твоего оживотвори его..." (ПБ, с. 55-56).

          В других молитвах таинства можно также обнаружить постоянно подчеркиваемую связь телесного исцеления и прощения грехов, сопряжение телесного и духовного.

          Анализируя тексты молитв Таинства Соборования, мы можем сделать следующий вывод: как и в евангельских рассказах об исцелениях Христа, в этих молитвах не проводится разделения между телесным исцелением и духовным исправлением, но при этом, основной акцент ставится на покаянии и обращении к Богу. Вместе с тем, аспект телесности не остается в пренебрежении и не становится только лишь символом духовного. Таким образом, в молитвенных обращениях Таинства Соборования выражена холистическая позиция Церкви: телесность человека священна, исцеление человека от любых его недугов и болезней - одно из служений Церкви, но телесный аспект исцеления нерасторжимо связан с душевным и духовным аспектами.

  1. Как уже было отмечено выше, Таинство Соборования было изначально ориентировано на физически (и возможно психически) больных людей. Потом, с течением времени, адресатами таинства стали еще и кающиеся. Как полагает В. Алентов, "в древне-христианской церкви особым явлением было применение св. елея над кающимися". По всей видимости, в ранней Церкви произошло переосмысление греха как своего рода душевно-духовного заболевания. Необычным с точки зрения церковного права было то, что в Таинстве Елеосвящения принимали участие отлученные от Церкви! Как отмечает Алентов, Церковь тем самым "допускала снисхождение", верила в "уврачевание их грехов св. елеем" (Алентов, 35). Помазание здоровых, продолжает Алентов, стало "в сущности дальнейшим развитием литургической практики" (Алентов, с. 37). Как нам представляется, постепенное расширение духовного содержания понятия исцеления стало логическим развитием холистического понимания болезни и выздоровления, хранимого церковным преданием. Одновременно такое расширение не могло не затушевать изначальное жизненно-практическое и религиозно-медицинское основание таинства.

Поэтому сегодня, как нам кажется, в рамках создания "богословия зависимости" необходимо сохранить церковное понимание целостности процессов болезни и исцеления, но вместе с тем по-новому актуализировать значимость телесного аспекта. Своеобразный религиозный прагматизм не чужд православию! Наши предки в простоте сердца верили, что Господь через покаяние, помазание освященного масла и молитву силен исцелить их от любой болезни. Современный диалог медицины и Церкви может и должен учитывать эту древнюю веру в то, что здоровье есть дар, который Бог может дать всем, кто просит со смирением и надеждой.

Итак, Бог благословляет исцеление, Бог хочет, чтобы мы были здоровы! Именно с таким словом обращается Церковь к людям, страдающим различными недугами.

Именно это послание, на мой взгляд, несет в себе основанная на христианских идеях программа «12 Шагов». Именно эта идея может сегодня служить залогом воцерковления медицинских знаний о человеке.

Таинство Соборования раскрывает перед нами великую идею целостности человека, некогда утраченной и вновь обретаемой в исцелении телесном и духовном.