Содержание материала
Православная Церковь и программа "12 шагов".
Опыт Данилова монастыря.
Статья написана в 2005 году, в том числе,
по материалам круглого стола "Церковь и страдающая личность.
Проблемы развития наркологической помощи в России"
который прошел 25 марта 2005 года
I. Постановка проблемы.
Алкоголизм и наркомания - одна из острейших проблем нашего времени, эпидемия, несущая в себе разрушение духовной, психической и физической природы человека и ставящая под угрозу его жизнь в семье и обществе.
Православные священнослужители постоянно сталкиваются с проблемой химической зависимости. К каждому батюшке приходят отчаявшиеся наркоманы, алкоголики и умоляют о помощи. Церковь для многих - последняя надежда. Но чаще к священникам обращаются за помощью уставшие и вконец измученные жены, матери, дети алкоголиков и наркоманов.
Для того чтобы оказать им квалифицированную помощь, необходимо знать, что же представляет собой зависимость как с духовной, так и с медицинской точки зрения, иметь представление о причинах, ее вызвавших, а также хорошо ориентироваться в современных системах реабилитации химически зависимых людей.
Мы убеждены, что Православная Церковь - это один из немногих институтов российского общества, способный качественно повлиять на развитие и улучшение социальной и здравоохранительной сферы. Более того, только она может устранить духовную опустошенность личности, порождающую алкоголизм, и наполнить жизнь человека подлинным смыслом. Не стоит говорить о церковно-аскетических рекомендациях в качестве панацеи от всех бед, должно быть разумное соединение методов сугубо духовных с достижениями современной медицины. Такая серьезная задача, возникшая перед Церковью сегодня, требует от нее активного взаимодействия как с медиками-профессионалами, долгое время ведущими работу с зависимыми людьми, так и с широко распространенными в наше время группами самопомощи, наиболее известными под именем Сообщества Анонимных Алкоголиков. Конечно, этот вопрос только начинает осмысляться и прорабатываться, идут серьезные дискуссии по этому поводу. Но уже ясно, что эффективно содействовать выздоровлению зависимых людей можно только путем создания сложных комплексных программ.
Вот уже несколько лет такие программы являются составной частью работы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, действующего при Московском Даниловом монастыре. За это время накоплен богатый опыт взаимоотношения с группами "Анонимных алкоголиков", сотрудники Центра хорошо знакомы с концепцией и основными положениями этой организации, а также методами ее работы.
В данном исследовании, исходя из имеющегося опыта и опираясь на авторитет священноначалия Русской Православной церкви, а также апеллируя мнениями известных специалистов в области наркологии, мы постараемся описать, что же конкретно представляет собой Сообщество Анонимных Алкоголиков и насколько используемая ими программа "Двенадцать шагов" эффективна и совместима с христианским вероучением.
II. Оценка современной ситуации.
В последние годы проблема алкоголизма и наркомании встала в России особенно остро. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Обращении в день празднования иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 18 мая 2006 года с болью отметил кризисность современной ситуации:
"Проблема алкоголизма и наркомании в России остается одной из самых насущных и тревожных. Мы с сожалением признаем, что не менее четверти населения подвержены алкоголизму, а более половины - в той или иной степени зависимы от наркотических и химических веществ. Каждый третий студент и ученик старших классов уже имеет опыт знакомства с наркотиками. По словам святителя Иоанна Златоуста, "Пьянство - корень всех зол", и всем нам хорошо известно, сколь велико число преждевременных смертей, преступлений, дорожно-транспортных происшествий и аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Очень часто пьянство или наркомания становятся причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания жертве этого греховного недуга. "Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним…" - говорит Иоанн Златоуст. Не меньше страдают и близкие люди, особенно дети".
Об этом же говорил и Викарий Святейшего Патриарха епископ Дмитровский Александр на IV Всероссийском конгрессе "Профессия и здоровье" в 2005 году, связывая рост алкоголизма и наркомании с неустроенностью социально-духовной сферы. Приведем основные тезисы его выступления.
"Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации - сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и сектантство.
Мы убеждены, что от отсутствия возможности полноценного духовного развития люди страдают больше, чем от недостатка физического здоровья, образования или от недостатка полноты семейной жизни.
Духовность в самом общем виде можно понимать как то высшее, что определяет человека как личность и дает смысл и цель человеческого существования в его свободе, осознании и реализации своего назначения. С точки зрения христианства, наиболее ярко духовность проявляется в сфере личных свободных и ответственных отношений человека с Богом, другими людьми и окружающим миром. Духовность раскрывается в нравственном законе, который для христиан содержат заповеди Господни и определяет мировоззрение людей.
Если обратиться к опыту и исследованиям специалистов в области социальной и детско-молодежной работы, то мы увидим, что основные социальные проблемы так или иначе соприкасаются именно с духовной сферой.
Первой и основной причиной социальных проблем является бессмысленность жизни. Поиск смысла жизни выражается в мировоззрении человека. Имея те или иные нравственные и жизненные ценности, человек в их свете осмысливает себя и окружающий мир. Имея перед собой цель, человек вырабатывает стратегию жизни и определяет средства ее реализации. Перед любым человеком, тем или иным образом, но обязательно встают вечные вопросы бытия: "Кто я и зачем я живу?" "Почему мне плохо?" и "Что надо сделать, чтобы стало лучше?" Ответить на эти вопросы можно лишь в рамках целостного духовно-нравственного мировоззрения. Если хоть один вопрос из этой триады остается без ответа, то наиболее вероятен уход от созидательного построения жизни и обретение иллюзорного синтетического счастья.
Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.
К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.
Вслед за кризисом семьи необходимо упомянуть современный кризис образования. Исходя из самого этого понятия, ясно, что образование призвано содействовать человеку в целостном формировании его личности и в становлении его как полноценного члена общества. Образование включает в себя, во-первых, обучение разнообразным знаниям, во-вторых, воспитание, усвоение основ жизни, направленное на формирование мировоззрения и, в-третьих, практические навыки по воплощению знаний на основании воспринятого мировоззрения. Таким образом, образование, как и семья, призвано непосредственно отвечать за полноценное и в том числе духовное развитие человека. С наступлением кризиса семьи очевидно, что воспитательная функция образования должна была сильно возрасти. Однако в наше время мы видим, что образование понимается слишком узко - как исключительно научение знаниям, как приспособленчество к быстротекущим общественно-политическим или экономическим переменам; оно в очень слабой степени способствует полноценному становлению человека.
Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека. Понятия личного греха и личной ответственности перед Богом и обществом становятся в наше время все более относительными, уходят из культурного пространства и заменяются на свою противоположность. Грех, в христианском его понимании, зачастую не просто легализуется - он поощряется. Современная массовая культура никак не соотносится с культурным достоянием прошлого, выхолащивает духовное богатство русской и европейской культуры, которая создавалась под прямым влиянием христианства. Такое положение вещей непосредственно влияет на снижение духовного здоровья.
Но с чего нам нужно начинать, заботясь об оздоровлении нашего общества? Христианство говорит о том, что исцеление социума должно начинаться с изменения, исцеления самого человека. Это относится и к трудящимся на ниве помощи другим. Господь наш Иисус Христос в Своей проповеди всегда обращался к конкретному живому человеку с личным призывом. Он не призывал Своих современников к свержению современного Ему политического строя, к перераспределению материальных благ, но говорил о духовном преображении человеческой личности, о нравственном перерождении каждого конкретного человека и всего человечества. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) - вот суть проповеди Господа Иисуса Христа.
Поэтому первоочередной заботой Православной Церкви является духовное и нравственное преображение человека. В основу этой тайны Христос полагает покаяние, то есть перемену ума, мыслей, сердца, искреннее стремление к изменению себя и духовному преображению. Спасение мира начинается со спасения отдельной человеческой личности. От того, как определит себя каждый отдельный человек по отношению к Богу, ближним и самому себе, то есть от его мировоззрения, и зависит в конечном итоге судьба окружающего мира. Через духовную заботу о человеке Православная Церковь способна повлиять на развитие и качественное улучшение и социальной сферы". [7]
III. Зависимость и причины её вызывающие.
1. По мнению Церкви.
Для того чтобы правильно понять принятое несколько лет назад решение о сотрудничестве Данилова монастыря и Патриаршего центра с группами самопомощи, мы предлагаем подробнее остановиться на самом понятии "зависимость" и постараться разобраться, кто такой зависимый человек, с точки зрения христианского мировоззрения. Ведь именно вера дает глубину понимания этого вопроса и причин, порождающих зависимость, а следовательно, может способствовать наиболее полному их устранению.
Еще в 1953 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определила алкоголизм (так же, как и наркоманию) как прогрессирующее неизлечимое заболевание, характеризующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание. Так что же это такое - грех или болезнь и так ли он неизлечим - об этом рассказывает иеромонах Иона (Займовский), начальник Отделения программ социальной и психологической помощи Патриаршего центра и руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.
"Согласно православному учению, дух, душа и тело человека находятся в неразрывном единстве. У человека, страдающего любым видом химической зависимости, проявляются нарушения во взаимоотношениях с людьми, в разрыве необходимых социальных связей, физическом разрушении тела и психики. Алкоголизм (наркоманию и другие формы химической зависимости) можно считать единой болезнью, имеющей духовнопсихосоциобиологические корни, хронической и неизлечимой по сути.
Зависимость включает в себя и страсть (духовно-нравственный аспект), и болезнь (психический и физический аспекты), и генетическую предрасположенность.
С духовной точки зрения, проблема любой зависимости - в утрате человеком связи с Богом, потере нравственных смыслов и ориентиров и в стремлении заменить их любым суррогатом: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, сексом, работой, путешествиями и т.д. Это один из многочисленных способов бегства от реальной жизни, нежелание брать на себя ответственность, болезненная неспособность, не столько нежелание, сколько именно неспособность, невозможность адекватно реагировать на реальность. Причем для возможно полного понимания как самой проблемы зависимости, так и путей ее преодоления важно учитывать, что у алкоголиков и наркоманов и физиологический, и психо-эмоциональный механизмы также стремятся восполнить свою неполноценность.
С точки зрения биологии, химическая зависимость - это болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех. Разница в том, что пьяница может не пить. Алкоголик не пить не может. Организм требует постоянного поступления определенных веществ. Если человек, не алкоголик, перепил, ему плохо примерно так же, как если бы он съел несвежие продукты. Если пьет алкоголик, у него возникает синдром похмелья - жажда вновь принять алкоголь. Это жажда самого организма выпить яд, которым он отравился. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль, запускаются определенные процессы, которые сам он остановить не в силах.
Важное значение для понимания проблемы химической зависимости имеет генетический фактор. Медицине известно, что организм человека может нести в себе ту или иную предрасположенность: например, к определенному заболеванию. Наркология также говорит о наследственной, генетической предрасположенности к химической зависимости детей от родителей алкоголиков и наркоманов: человек рождается с перестроенной генетикой, у него на различных уровнях нет каких-то ферментов, способных обеспечить его здоровое состояние".
Об этом же говорит и Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, справедливо добавляя, что одной из причин духовного неблагополучия человека, вызвавших ту или иную зависимость, могут быть и социальные условия:
"Причины алкоголизма и наркомании лежат внутри человека. Конечно, бывает предрасположенность к алкоголю, которая определяется генетически, такому человеку сопротивляться тяжелее, чем тому, у кого нет тяжелой наследственности.
Кроме того, социальные условия жизни толкают людей к порокам. Люди находятся в состоянии стресса и для разрядки употребляют алкоголь или наркотики. Одно дело жить в спокойной атмосфере, например, в уединении, в обители, или на лоне природы, на берегу моря. И другое дело иметь восьмичасовой рабочий день и два-три часа потратить на давку в общественном транспорте, затем бороться с житейскими тяготами, нехваткой денег, преодолевать семейные неурядицы и множество других трудностей. В данном случае правильно говорят, что алкоголизм - это социальная болезнь. Но при всем этом я уверен, что если человек даже в самых тяжелых условиях имеет приоритет духовной жизни над физической, если он умеет управлять своими страстями, опираясь на свою веру и мировоззрение, то он не станет алкоголиком. Поэтому алкоголизм, в каком-то смысле, - всегда результат духовного опустошения, ослабление способности человека управлять своими страстями". [1]
Анализируя представленные цитаты, можно сделать заключение, что причинами алкоголизма являются как внутреннее неустройство человека, кризис социальной жизни, так и сугубо генетические предпосылки. Что же касается соотношения греха и болезни, то иеромонах Иона (Займовский) выше выразил мнение православной церкви: «Алкоголизм - это болезнь, которая является следствием греховной природы человека». Итак, Церковь не осуждает алкоголика за его болезнь, но стремится помочь ему осознать и с Божьей помощью преодолеть это пагубное воздействие на его тело и душу.
2. По мнению медицинских работников.
Теперь же обратимся к тому, что говорят по поводу происхождения данного явления ученые медики, долгое время занимающиеся реабилитацией наркоманов и алкоголиков и интеграцией их в социум.
О соотнесении алкоголизма с духовным неблагополучием человека, а также с сильным влиянием наследственности высказался Братусь Борис Сергеевич, заведующий кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования:
"Когда говорят об алкоголизме, часто путают две вещи: поведение человека, его отношение к спиртному и реакцию организма. На самом деле надо понимать, что алкоголизм - та же болезнь. Она имеет вполне определенные симптомы.
Жизнь организма имеет свои законы. И есть жизнь духа со своими законами. Если человек начинает пить, значит с его духом не все обстоит хорошо.
Алкоголизм или, давайте правильно называть, пока еще пьянство - симптом духовного неблагополучия. Но бывает и так: два человека согрешают - пьют, но один становится алкоголиком, а другой нет. Почему? Не потому что второй лучше или чище. Грех одинаков, но у первого неблагополучная наследственность. Таким образом, можно сказать, что со стороны тела алкоголизм - это болезнь, а со стороны духа - грех". [1]
Зыков Олег Владимирович, кандидат медицинских наук, доцент, Президент фонда "Нет Алкоголизму и Наркомании" (НАН), член Общественной палаты, главный врач наркологического диспансера №12 г. Москвы также определяет это пагубное явление как серьезное заболевание, порожденное целым рядом причин.
"Алкоголизм, также как и наркомания, - это, прежде всего, заболевание. ‹…› Если дать более емкое определение, то ‹…› это биопсихосоциодуховное заболевание, в котором основной причиной, провоцирующей страдание личности, является ее социодуховная зависимость от химического вещества, будь то алкоголь или наркотики. Духовные проблемы человек пытается решить с помощью химического вещества. Стал человек алкоголиком или наркоманом - это дело социального оформления жизни конкретной личности.
Грех это или болезнь? Я не специалист в области понятия греха. То, что это болезнь и что она имеет реальные корни, очевидно.
‹…› основная причина - неспособность человека по-другому взаимодействовать с миром. Ведь алкоголь и наркотик - это не более чем адаптоген, средство, с помощью которого человек адаптируется к окружающей среде. И если он, в силу разных обстоятельств, в силу своей склонности, вкусил этот простой способ решать свои проблемы, ему трудно потом от него отказаться. Дело не в том, что появляется биологическая зависимость, - появляется, прежде всего, психологическая зависимость, которая становится трагедией для пациента.
Проблема алкоголизма и наркомании в нашей стране в известной степени зависит от того, насколько вообще свободен человек". [1]
Не отрицая взгляд на болезнь как на следствие греха, Новикова Валентина Владимировна, председатель общественной организации "Наш путь" наркологического диспансера в Санкт-Петербурге, директор реабилитационного Центра, старший преподаватель кафедры психологии социальной работы Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации основной акцент все же делает на роль наследственности при выявлении причин алкоголизма:
"Конечно, любая болезнь есть следствие греха. Не объедайся, соблюдай посты, делай все вовремя, не чревоугодничай - и не будет ни катара, ни гастрита, ничего подобного. Но не все так просто. По моим наблюдениям и по опыту людей, у которых я училась, - это мнение подтверждено множеством научных работ - алкоголизм, как и наркомания - страшная болезнь. Например, когда человек рождается с пороком, когда у него генетика перестроена, когда у него на различных уровнях нет каких-то ферментов, которые способны обеспечить его здоровое состояние, этим необходимо считаться. Таких людей много". [1]
Итак, наркологи не отрицают повреждения духовной сферы личности как первопричины, следствием которой и становится зависимость от различных химических веществ, но при этом не следует упускать из вида и роль неблагополучной наследственности. В вопросе, чем же все-таки является алкоголизм - грехом или болезнью - и медики, и представители Церкви сходятся на том, что это прежде всего болезнь, имеющая глубокие психосоциобиологические корни. А ведь грех и есть болезнь души, которая так или иначе может проявляться в виде телесных заболеваний.
Для нас важно понять, что преодоление этой болезни, поражающей все сферы жизни человека, возможно только в рамках длительной программы, направленной на исцеление всех сторон жизни человека: и духовной, и психической, и телесной, и социальной.
IV. Сообщество Анонимных Алкоголиков как один из методов борьбы с зависимостью.
1. История создания Сообщества Анонимных Алкоголиков.
Биржевой маклер Билл Вилсон, признанный с клинической точки зрения безнадежным алкоголиком и уже много лет колесивший на мотоцикле со своей несчастной, но оставшейся ему верной женой, неоднократно лечился в психиатрических лечебницах и практически был обречен на сумасшествие и смерть. Как-то после очередного посещения больницы он, потерянный и сломленный безуспешной борьбой с алкоголизмом, встретился со своим другом, который раньше тоже страдал от пьянства, но обрел трезвость благодаря духовному пробуждению. На Билла эта встреча оказала сильное воздействие. Спустя некоторое время он пришел к Богу, внутренне переродился и стал посещать религиозные собрания. Продолжая заниматься бизнесом, он воздерживался от спиртного примерно полгода, как вдруг по делам работы оказался в незнакомом городе Акроне, где у него случились неприятности. Он почувствовал сильную тягу к спиртному, но понимал, что если выпьет, то для него опять начнется путешествие в страну отчаяния. Наконец здравомыслие одержало верх, и он решил попробовать отыскать другого алкоголика, чтобы поделиться с ним своими проблемами.
10 июня 1935 года в городе Акроне штата Огайо Билл позвонил в местную церковь и нашел адрес одного пьяницы - прихожанина этой церкви, хирурга Роберта Смита (доктора Боба). В этот день он был уже пьян и с великой неохотой согласился уделить странному незнакомцу не более 15 минут. Эта легендарная встреча, которую многие считают днем рождения "АА", длилась более шести часов! В процессе ее Билл и доктор Боб обнаружили, что если алкоголики встречаются друг с другом не с целью выпить, а для того, чтобы поделиться опытом и надеждами обретения трезвости, то они не осуждают и понимают друг друга на таком глубинном уровне, на котором их не может понять ни лучший друг, ни любящая жена, ни священник, ни хороший врач. Вскоре они пришли к выводу, что их трезвость укрепляется еще больше, когда они делятся своим опытом обретения ее с другими, и уже по прошествии нескольких месяцев в Акроне (штат Огайо) стала регулярно собираться небольшая группа трезвых алкоголиков.
Люди, от которых как от безнадежных алкоголиков отказались врачи, спасли не только свои жизни. Они, став основателями движения "АА", помогли обрести трезвость и начать новую жизнь миллионам других людей.
Сначала было много ошибок и совсем мало успехов. Потом появились первые три группы, у которых что-то получалось: в Акроне, Нью-Йорке и Кливленде. Члены возникшего содружества решили описать свой опыт - к тому моменту число выздоравливающих алкоголиков составляло около ста человек. Книга, вышедшая в 1939 году, называлась "Анонимные алкоголики" - так же стала называться и вся организация. Неожиданно эта книга стала невероятно популярной. В течение нескольких следующих лет алкоголики присоединялись к содружеству десятками тысяч. Постепенно члены сообщества сформулировали свои принципы и правила - сегодня они известны как Двенадцать Шагов и Двенадцать Традиций. Двенадцать Традиций - это способ выживания каждой отдельной группы, да и всего Содружества в целом, тогда как Двенадцать Шагов - путь выздоровления каждого алкоголика. Они представляют собой наилучшие, основанные на практическом опыте ответы на вопросы: "Как Сообщество "АА" может лучше всего работать?" и "Каков наилучший способ сохранения единства Сообщества "АА" и его выживания?"
Сегодня, спустя десятилетия, "АА" - это организация, которая поддерживается только добровольными пожертвованиями своих членов, не имеет ни устава, ни штатных сотрудников, ни организационной структуры, не занимается рекламой, не получает помощи извне и не располагает какими-либо средствами для расширения деятельности, кроме энтузиазма своих членов.
Сейчас приблизительно в 150 странах "АА" имеет более чем 100'000 групп и насчитывает в своих рядах свыше 4'000'000 членов.
Эта Программа пришла в нашу страну из-за океана, но ориентирована она на общечеловеческие ценности: веру в Бога, любовь к людям, стремление к взаимопомощи, добру и самосовершенствованию.
2. Основные положения Сообщества "АА".
Анонимные Алкоголики - это общество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма.
Единственное условие для членства в "АА" - это желание бросить пить. Члены "АА" не платят ни вступительных, ни членских взносов. Группы "АА" содержат себя благодаря добровольным пожертвованиям.
"АА" не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением; стремится не вступать в полемику по каким бы то ни было вопросам, не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов.
Цель "АА" - оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести трезвость.
Постепенно члены Сообщества сформулировали свои принципы и правила - сегодня они известны как Двенадцать шагов и Двенадцать традиций.
Стержнем всей деятельности "АА" является Программа из 12-ти этапов (шагов). Она дает представление о том, как члены-основатели "АА" достигли трезвого образа жизни. Эти этапы по сути являются христианскими принципами. Хотя они настолько просты, что их способен понять даже человек с затуманенным алкоголем сознанием, они в то же время так глубоки, что любой из нас может затратить всю свою жизнь на их осуществление и не исчерпает до конца их духовного потенциала.
Вот эти шаги:
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу жизнь и нашу волю Богу, насколько мы Его понимаем.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло бы повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, насколько мы Его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
Основа движения "АА" - группы самопомощи. Человеку, впервые в жизни столкнувшемуся с этой бедой, трудно самому найти пути решения. Кроме того, люди, страдающие алкоголизмом или наркоманией, часто скрывают свои проблемы и потому очень одиноки. В группах они могут увидеть, что "здесь такие же, как и они" и открыто поделиться своими переживаниями. Когда объединяется опыт сотен людей, он как бы суммируется и помогает многим. Работая в группе по 12-шаговой программе, человек начинает понимать, что он живет в мире, где необходимо просить помощи, что он сам нуждается в помощи людей, Церкви, Бога.
Согласно традиции "АА", группой могут назвать себя двое или более алкоголиков (или наркоманов), при условии, что как группа они сами себя обеспечивают, не привлекая средства извне.
Члены "АА" помогают друг другу путем проведения еженедельных собраний, индивидуальных шефских программ и круглосуточной помощи по телефону.
Собрания могут быть двух типов: закрытые - только для алкоголиков, и открытые, - где может присутствовать любой желающий. Закрытые собрания позволяют их участникам более откровенно говорить о своих переживаниях, часто болезненных. Хотя многие открытые собрания проходят в форме обсуждения, в большинстве групп принят более строгий порядок ведения: обычно они состоят из выступлений об опыте собственной борьбы с алкоголем, проявлениями болезни, духовным бессилием, а также об обпыте выздоровления.
Для собраний "АА" характерен доверительный тон, честность и открытость. Как правило, скрытность и неискренность обнаруживают только те, кто еще не признал свою зависимость от алкоголя. Для участников дружеская атмосфера позволяет вновь ощутить почти потерянное самоуважение и надежду на обретение долгожданной трезвости.
Большинство членов "АА" обнаружили, что регулярное посещение собраний является существенным моментом для поддержания их выздоровления. Новичков поощряют посещать собрания настолько часто, насколько это возможно.
Принципы, обеспечивающие выживание и рост групп самопомощи называются Традициями. Двенадцать Традиций "АА" значат для жизни всего Содружества то же, что и Двенадцать Шагов для выздоровления каждого алкоголика члена "АА".