Созависимость как явление, как поведенческое расстройство, болезнь обсуждается не только в мире психологии, психотерапии и аддиктологии. В настоящее время проводятся конференции, семинары и групповые занятия внутри нашей православной Церкви.
Несмотря на множество литературы, посвященной теме созависимости, единого определения этому феномену так и не выработано. Из чего следует, что созависимость – настолько сложное и расплывчатое явление, что сформулировать, что же такое созависимость, непросто.
Но есть достаточно четкие симптомы созависимого поведения, и по ним каждый может понять, попал он в ловушку созависимости или же он (чаще это бывает она) свободен?
Итак, чувство вины, гнев, резвность и зависть, непреодолимое желание контролировать другого человека, жить за него, вместо него, быть для него всем: мамой, женой, кредитором, работодателем, другом и т.д. – один из важных симптомов созависимости. Неспособность проживать собственную жизнь, наслаждаться жизнью, дышать полной грудью – тоже звоночек, что мы на крючке этого заболевания.
Но, пожалуй, основным симптомом и проявлением созависимого поведения являются трудности с выстраиванием психологических и социальных границ. Размытые границы, которые созависимый человек постоянно нарушает, а также позволяет нарушать свои границы, сложности в определении своих чувств и практически неспособность говорить об этих чувствах, мутные, двусмысленные отношения, додумывание, фантазирование насчет объекта созависимости ослепляет, и больной живет в этом мире иллюзий. В конечном счете, он настолько боится прояснять отношения с предметом созависимости, что буквально заболевает, как только назревает возможность или даже потребность прояснять ту или иную сторону созависимых отношений. Уж лучше страдать, злиться, болеть, но надеяться, что мой любимый и одновременно ненавистный человек поймет, насколько сильно я его люблю... и оценит.
Созависимость, как ложь, как болезнь зависимости, пугается правды, ясности, света. Созависимый человек смертельно боится заявлять о своих потребностях и предпочитает жить плохо, в страдании, выбирает недовольство и пребывание в постоянной депрессии, унынии свободной и счастливой жизни. Ему привычнее мечтать и жаловаться, чем строить ту самую жизнь, о которой он якобы мечтает.
Созависимый словно магнитом привлекает к себе подобных людей и мгновенно выстраивает нездоровые, токсичные, разрушительные для себя отношения. Он готов до бесконечности наступать на одни и те же грабли, лишь бы ситуация оставалась прежней и ничего не менялось, хотя при этом он постоянно жалуется на своего партнера и говорит, что не может так больше жить. Он всегда одинок и смертельно боится одиночества, убегает от себя и часто отвергает помощь, которую Господь посылает ему время от времени – совет друга, возможность выздоровления в психотерапии, группах взаимопомощи, рекомендации священника, врача. Например, ко мне на консультацию долго ходила созависимая женщина, жена тяжелого алкоголика. Она готова была посещать консультации до бесконечности, жаловаться на своего супруга и говорить, как ей тяжко живется и какая она несчастная. Но как только я твердо порекомендовал ей присоединиться к группе поддержки Ал-Анон, ее как ветром сдуло.
Страшно ошибиться, лучше оставить все как есть. Я страдаю, но я при этом мученик, мученица. Нет, я безвольная тряпка. Нет, все же я праведник, хороший. Между Сциллой и Харибдой упоения своей мученическим героизмом и самоуничтожением протекает жизнь созависимого, и конца нет его бесплодным терзаниям. Часто ему кажется, что он проживает бездарно, что настоящая жизнь с ее радостями и тревогами где-то в другом месте, и он отчаянно ищет это место, людей, которые его согреют. Но стоит лишь появиться обстоятельствам, людям, ситуациям, которые могут внести кардинальные перемены, как созависимый или сбегает, или ополчается против любых изменений, которые могут повлечь метанойю, развитие, преображения привычного устоя созависимой жизни. Не случайно, если муж начинается выздоравливать в содружестве Анонимных Алкоголиков, жена часто провоцирует его вернуться к прежнему алкогольному образу жизни; отношения становятся настолько ужасными, что семье грозит развод. В то же время, она годами и десятилетиями терпела ужасное пьянство мужа. Почему же, получив желаемое – трезвую семью, она не может с этим смириться? Ответ прост – у нее отобрали сладость вторичных выгод.
Так же как алкоголику нужна помощь Бога и помощь других людей – выздоравливающих алкоголиков, профессионалов и даже тех, кому он сам готов помогать а именно новичков, так и созависимому важно учиться брать и отдавать. Лучшая среда для этого – содружество Ал-Анон.