Лекция по созависимости психолога Богиной Е.В. ч.2

Лекция 2.

Дисфункциональная семья. Травматический треугольник.

 

Любая семья, в которой есть человек с химической зависимостью, является дисфункциональной. Созависимость – это результат жизни в дисфункциональной семье.


 

Признаки дисфункциональной семьи.

1.Закрытость. Все держат секрет семьи, поддерживают фасад благополучия, стыдятся проблем зависимости.

2.У всех членов семьи – конфликтные отношения, претензии друг к другу. Никто не хочет нести ответственность, никто не может попросить помощи для себя, свои проблемы отрицаются и проецируются на других членов семьи. Поэтому нарушаются личностные границы каждого. В такой семье люди не способны отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других. Они не доверяют своим желаниям и чувствам и думают, что другие знают, что для них лучше. Происходит змоциональное заражение: если один зол, то раздражение у всех.

Тип отношений в такой семье. Есть кто-то, кто берет на себя доминирующую роль, отдает приказы, критикует, стремится подавить волю остальных. Это позиция Преследователя. Тогда другой человек оказывается в позиции Жертвы. Жертва жалуется, взывает о помощи. Тогда кто-то из членов семьи берет на себя роль Спасателя. Спасатель поддерживает Жертву и обвиняет Преследователя. Так возникает «ловушка созависимости», так называемый драматический треугольник Карпмана. Члены семьи могут поочередно находиться в каждой из ролей. Каждый стремится к выигрышу – получению внимания и заботы – и не получает ее.

В роли Спасателя член семьи не оказывает реальную помощь другому человеку, а самоутверждается, демонстрирует свою незаменимость, снимает с другого человека ответственность за его поступки. Он хочет благодарности за свои благодеяния, но получает в ответ лишь отвержение – и переходит на позицию Жертвы.

Преследователь осуществляет свою роль с помощью насилия. Виды насилия – физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), моральное. При этом Преследователь-насильник оправдывает свою роль тем, что это «для твоего же блага».

Роль Жертвы – это позиция маленького ребенка, находящегося в травматической ситуации, которая затем воспроизводится как в подростковом возрасте, так и у взрослого. Он является жертвой насилия. Жертва защищается, приспосабливается к невыносимым условиям. Способы защиты: 1.Конформизм,угодливость, лживость – Жертва оказывается от себя, «выращивает» ложную личность.2. Отрицание реальности насилия, идеализация своих гонителей. 3.Роль Перфекциониста, семейного героя. Жертва старается делать все лучше всех, чтобы избежать претензий.4. Роль Бунтаря, когда Жертва втянута в бесконечное сражение с различными агрессорами. 5.Роль Воплощенного Спокойствия, когда Жертва отстраняется, становится бесчувственной. 6.Роль Шута, когда все переводится в шутки,насмешки.7.Роль Мученика, когда Жертва все время жалуется, но несет свой тяжкий крест.

В дисфункциональной семье все эти роли являются манипуляциями с целью изменить поведение другого члена семьи, вызвать желательные для себя чувства.

Правила в такой семье: «не доверяй, не говори, не чувствуй». Ситуация может существенно улучшиться, если хотя бы один ее член начнет выздоравливать от созависимости, откажется от манипуляций.

 

Домашнее задание. Вспомнить ситуацию, связанную с близким человеком: то, что было сделано по ее исправлению. Чего было больше – помощи или «спасательства»?