Как Бог действует в жизни зависимых от алкоголя людей, которые приняли решение выздоравливать? Как рождается покаяние? Что меняется в жизни такого человека?

«Батюшка, я снова выпил, простите», – такие слова слышат многие священники на исповеди; с этими словами человек может ходить в храм годами, не переставая пить, принося боль в жизнь близких, а свою превращая в медленный суицид.

Почему так происходит? Чего не хватает такому, часто искренне верующему человеку? Как, чем ему помочь?

Об этом говорим с игуменом Ионой (Займовским), который уже 25 лет помогает людям, страдающим от химических зависимостей, и их близким в центре «Метанойя» при Даниловом монастыре в Москве.

Болезнь, требующая четкого протокола лечения

– Пьющий человек верит в Бога, ходит в церковь, просит Бога избавить его от привязанности и – продолжает пить. В его жизни ничего не меняется. Такая вера не самообман ли?

– Чтобы в жизни такого человека что-то изменилось, он должен осознать, что его непрекращающееся пьянство – болезнь, и, как всякая болезнь, требует лечения. Так онкологический больной может ходить в храм, причащаться, но, если это разумный человек, он обратится к врачу, начнет лечение.

«Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков. Бесы тоже веруют и трепещут, а ты подтверди свою веру делами. Дела в нашем случае – те конкретные действия, усилия, которые пьющий предпринимает для собственного выздоровления. Причем делает это не самовольно, выбирая то, что ему самому хочется или кажется верным, а в смирении.

И первым шагом смирения будет признание своей несвободы, зависимости от алкоголя. Признать – значит, увидеть реальное положение дел: не хочу пить, но пью.

Человек, готовый выздоравливать, сможет хоть на маломальском уровне сказать: я сам не справляюсь, значит, моя тяга, зависимость сильнее меня. Вот эта честность с самим собой и Богом станет стартовой точкой на пути исцеления.

Человек неготовый продолжит утешать себя годами длящимися фантазиями и обещаниями: «Да если я только решу бросить – брошу в тот же день».

ым. Болезнь зависимости разъедает душу. Она связана с греховной жизнью. Человек попутно совершает множество безнравственных поступков. Для выздоровления ему необходимо разобраться в себе, в своих отношениях с близкими, увидеть, сколько страданий он принес им своим пьянством, и начать все это с Божией помощью исправлять. Так начинается работа покаяния, необходимая зависимому, чтобы выжить. Цена вопроса – именно жизнь, потому что алкоголик, который не решился ее пересмотреть и сделать верные выводы, умирает.

Алкоголику нужно сдаться

Проведя большую часть жизни под воздействием алкоголя, человек привык оценивать ее искаженно, измененным сознанием. Теперь ему предстоит увидеть себя «на трезвую голову». Это может быть мучительно, поэтому такому человеку нужна поддержка, опыт и примеры выздоравливающих, надежда.

При Даниловом монастыре мы практикуем 12-шаговую программу выздоровления, где «шаги» – это заповеди Евангелия на практике. Программа основывается на четкой алгоритмике действий, новичку предлагается ходить на группы самопомощи, где он увидит выздоравливающих зависимых, сможет выбрать помощника-наставника, задать ему любой вопрос, обратиться с любой проблемой, находясь на грани срыва, в срыве и после этого. Условие одно: он должен сам хотеть выздороветь.

– А можно привести пример шагов как заповедей Евангелия?

Возьмем первый шаг. «Мы, алкоголики, признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наши жизни стали неуправляемы».

Это пример смирения человека, шаг наперекор своей гордыне, умаление себя, чему мы видим множество примеров в жизни самого Христа, который «был послушен Богу даже до смерти, и смерти крестной».

Еще один шаг: «Мы приняли решение препоручить нашу жизнь Богу». Христос всегда говорит: «Да будет воля Твоя, а не моя», и учит нас именно так молиться Богу. В Гефсиманском саду Иисус отдает Свою жизнь в руки Бога Отца и идет на распятие.  

Следующий шаг: «Мы лично возместим причиненный людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это может повредить им или кому-либо другому».

В евангельской истории про Закхея мы читаем, как этот маленький человек, очень хотевший увидеть Христа, подтвердил искреннее желание переменить жизнь обещанием Христу: «Половину имения своего отдам нищим, а если кого обидел, возмещу вчетверо».

Христианская аддиктология, которая занимается изучением всех зависимостей, утверждает, на первый взгляд, парадоксальную вещь: важно двигаться от пьющего не-алкоголика к непьющему алкоголику. Что это значит? Человек пьет и говорит: «Я не алкоголик». Потом человек выздоравливает и говорит: «Я алкоголик», а у него 30 лет трезвости. Алкоголику нужно сдаться. Пока он пьет, он не сдается, находит себе множество оправданий. Часто такой человек достаточно хорошо видит свои грехи, но не готов отказаться от главного греха – гордыни.

Я считаю, что выздоровление в программе «12 шагов» – это, прежде всего, невероятный удар по гордыне. Человеку необходимо преодолеть себя. Я видел, как люди годами не могут произнести: «Я алкоголик». Ведь эта болезнь стигматизированная, в обществе ее упоминание звучит как оскорбление, унижение. А женщине, молодой девушке, каково сказать о себе так?

Среди зависимых немало людей с социальным статусом, им бывает особенно трудно произнести эти слова вслух перед людьми. Человек может быть крупным чиновником или известным актером. Он привык к почету. Но в группе он такой же, как и дворник Вася. Он просто алкоголик, а не актер, не дровосек и не психолог. Для многих людей это непереносимо, потому что они привыкли жить в образе – благородного человека или строгого чиновника. А тут вся картина их мира рушится.

Как рождается покаяние

– Нередко от зависимых можно услышать, что проблема у них не с алкоголем, а с трезвой жизнью: «Как мне жить без алкоголя?»

– Это уже хороший уровень осознанности своей проблемы. Действительно, алкоголик пытается с помощью алкоголя решать все свои проблемы.

Алкоголь для зависимых играет роль некоего стимулятора. Случилось что-то хорошее – надо усилить радость алкоголем. Что-то плохое – запить грусть вином. Не знаешь, как поступить – выпей. С психологической стороны алкоголик пьет, потому что не знает, как в трезвости получать радость жизни или справляться с проблемами. И человек себя жалеет.

Алкоголь в этом случае – одна из форм (подкрепленная биохимией) выражения корневого греха человека – эгоизма. Человек ощущает себя центром этого мира. При этом он совсем не свободен. Он «страдает» от тех или иных неправильных действий близких, дальних, ему все должны. И обвиняет людей, обстоятельства, судьбу в том, что все в жизни идет не так, как он хочет.

Зависимые часто начинают свои рассказы и исповеди с того, как несправедливо с ним обошлась бывшая жена, начальник, поэтому он теперь такой.

– А по каким признакам вы понимаете, что алкоголик начинает выздоравливать?

– Когда человек перестает обвинять всех и вся в своем алкоголизме, своих неудачах в жизни, а начинает видеть причину в собственном эгоизме. Это уже глубокое, серьезное покаяние. Он видит себя в правде и милости Божией – как грешника, не могущего не ошибаться, но без патологического обвинения себя, истеричности или уныния, а способного с юмором говорить о своих ошибках.

Выздоравливающий признает зло, боль и ущерб, которые доставил своим близким, без всякого самооправдания, искренне просит прощения и конкретными действиями старается возместить этот ущерб: этому посвящено несколько шагов программы.

Многие психологи, работая со взрослыми детьми алкоголиков, отмечают, что больше всего таким людям не хватает признания пьющим родителем той боли, которую он своим пьянством, поведением им причинил. Не хватает вот этого понимания, осознания того, что чувствовал ребенок, когда отец или мать пьянствовали, били его или не обращали внимания, не интересовались, не защищали.

И если выздоравливающий алкоголик это признает и искренне кается перед своим ребенком (или же, наоборот, выздоравливающий сын или дочь перед своими родителями, супругами), это способно исцелить души обоих, восстановить на новом, подлинно христианском уровне отношения между ними. 

В программе это называется «отпустить свое алкогольное прошлое». И тогда оно перестает давить, тяготить и мешать жить дальше.

Но, повторюсь, для того, чтобы это не были просто слова, хоть и сказанные с готовностью, необходимо, чтобы зависимый осознал, прочувствовал всю пагубность своего заболевания, всю глубину вреда, который он причинил себе и близким, то есть «глубоко и беспристрастно оценил себя и свою жизнь с нравственной точки зрения; признал перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений; полностью подготовил себя к тому, чтобы Бог избавил его от недостатков; смиренно просил Бога исправить свои изъяны» – так говорится в шагах нашей программы.

Почему алкоголик не может сказать, что выздоровел

– Но вот человек прошел все шаги, примирился с близкими, начал жить по-новому, у него есть друзья, поддержка, а что потом?

– Делать ежедневные усилия над собой, ставить в центр не себя, а ближнего, – разве можно сказать, что «я этому научился»? Можно только стремиться к этому. Для обычного человека это так, тем более для алкоголика, человека намного более уязвимого, пострадавшего от своей болезни и в физическом, и в эмоциональном, и в социальном отношениях.

Чем внутренне человек взрослее, чем больше стаж его трезвости, тем и опасности серьезней, – все та же гордыня, только на новом уровне. Зависимый от алкоголя не может сказать: «Я выздоровел», можно только: «Я выздоравливаю». Я знаю людей, переставших «идти по шагам» и после 20- и 30-летнего стажа трезвости сорвавшихся. 

Профилактическую роль имеет и возможность делиться с другими опытом своего выздоровления и служения. Нелегко бывает зависимым рассказывать о своей бурной жизни – но именно такие примеры дают надежду тем, кто только пришел выздоравливать, кому страшно и стыдно говорить о себе правду, даже если это происходит в кругу таких же, как он, которые все понимают, при полной анонимности и безопасности. Выздоравливающий зависимый, который делится своей историей выздоровления, своим сопротивлением и его преодоление – настоящий пример мужества.

Другой пример – служение: ты можешь помыть стаканы после чая после собрания, помыть пол, расставить стулья; можешь взять более ответственные поручения. Это помогает невероятным образом, люди общаются, человек чувствует себя одним из всех.

Заповедью служения близким проникнуто все Евангелие. Христос сказал своим ученикам: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Христианство – в том числе и религия служения. Мы служим Богу, мы служим людям. И этому надо научиться. Ведь зависимый от алкоголя считал, что это ему надо помочь, а получается – он тоже может помогать.

Один из шагов нашей программы звучит так: «Продолжали самоанализ, и, когда допускали ошибки, сразу признавали это». Я знаю одну женщину из программы «Анонимных алкоголиков», у которой много лет трезвости, качественной, на мой взгляд, и она сказала, что она разбирает этот шаг программы каждый день со своей наставницей. Я спросил, на предмет чего? Она ответила: «На предмет моей нечестности в той или иной ситуации».

То есть человек понимает, как трудно быть по-настоящему честным с собой, с Богом, с людьми. С таким человеком приятно иметь дело, и сотрудничать безопасно. Такой человек не подведет, не обманет. На него можно положиться. Я заметил, что между человеком, который работает по шагам и использует все инструменты программы выздоровления: посещение собраний, служение, работа по шагам, взаимодействие с наставником или подопечными – и человеком, который просто сохраняет трезвость, огромная разница. Словно как между тем, кто остановился в одной точке пути по направлению к цели, и человеком, продолжающим движение.

– Можно ли сказать, что человек, проводящий такую работу по осознанию своей жизни и делающий реальные шаги по изменению, взрослеет и как христианин?

Конечно. В Церкви все мы призваны к осознанности, трезвению – не только от алкоголя, но и от всех зависимостей, то есть искаженных, нездоровых отношений и представлений. Без осознания своих проблем, мотивации поступков, причин грехов – как, в чем мы можем каяться?

Именно глубокая осознанность помогает людям не становиться обрядоверами, что, кстати, очень заметно в действующем алкоголике. Он готов целовать иконы, читать дома акафисты, бить поклоны, регулярно произносить на исповеди: «Выпил, простите, батюшка», причащаться (часто относясь к причастию как к таблетке), но на изменение жизни он не готов. Ему «нормально» жить в таком круге.

У людей, отважившихся на выход за пределы круга, на честный анализ себя, на риск и страх увидеть в себе причины своего поведения и меняться, духовная жизнь проходит в гармоничном сочетании главного в Церкви – жизни та́инственной, исповеди, причастия и уважении к ее традициям. Проходит невротическое обрядоверие, когда вещам внешним придается строжайшее значение; то по каждому малейшему поводу требуется исповедь, а то замучает чувство вины; когда нужен священник, который обязательно строго поругает, но простит; когда в пост на продуктах вычитывается состав, чтобы не пропустить «яичный порошок» или «следы молока». В такой «духовной жизни» человек словно в клетке, а Христос сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».  

Консультанты для зависимых – в каждый храм

– Если пьющий человек пришел в храм и боится идти сразу к священнику, как ему помочь?

– Действительно, сначала такие люди скорее обратятся к женщинам за свечным ящиком, спросят, кому поставить свечку, как написать записку… Если человек подойдет на исповедь – это уже другой уровень, когда перед священником он готов сказать, что у него есть проблемы. При этом, по моему опыту, он пытается одновременно сказать, что у него и есть проблема, и нет проблемы, «есть» и «нет», что называется, в одном флаконе. Так что священнику, который близко не знаком со всей спецификой такой болезни, как алкоголизм, может быть трудно. 

Буквально недавно, в сентябре 2024 года, наш центр «Метанойя»  при Даниловом монастыре презентовал Центр христианской аддиктологии. Звучит заумно, а на практике это крайне важная вещь в помощь священникам на приходах для работы с зависимыми от алкоголя, а также их близкими. Первый проект Центра – подготовка приходских консультантов по алкогольной зависимости – специалистов, к которым будет посылать священнослужитель или даже женщина за свечным ящиком, чтобы зависимый (или его родственник) могли получить квалифицированную помощь.

– Почему все-таки это не сам священник? Веры ему больше, он авторитетней…

Я начинал свою церковную жизнь с поездки к отцу Иоанну Крестьянкину. Потом я ездил много лет к отцу Кириллу Павлову. Это духовники действительно высокого уровня, на мой взгляд. Но и от того, и от другого я не раз слышал: «Не знаю». Борис Сергеевич Братусь, профессор, декан психфака, который я оканчивал, тоже говорил, как важно психологу не быть всезнайкой.

Сейчас многие люди информированы – не могу сказать, что образованы – в разных областях знаний в силу распространения интернета. Однако надо понимать ограниченность, клиповость таких «познаний».

Об ответственности священников за то, что они советуют людям, предупреждал еще владыка Антоний Сурожский. В 1999 году в Лондоне вышла книга «Берегись, братья мои священники!» об этом. В ней владыка Антоний Сурожский очень строго говорит, что пастырь априори не может считать себя компетентным в тех областях, в которых он на деле не компетентен просто потому, что он священник.

Священнослужитель не может и не обязан разбираться в сложной теме. Тема зависимостей очень непростая, специфическая. Даже врачи-наркологи совершают ошибки.

Но очень поверхностно знакомый с темой священник может делегировать работу с ней тому, кто знает ее хорошо и имеет опыт помощи другим. Например, вот таким, подготовленным специально для этой позиции приходским консультантам.  

А еще мне кажется, есть здесь даже более глубокое основание: Церковь – это община. И очень важно, чтобы в ней были задействованы разные люди. Апостол говорит, что все мы члены Тела Христова, и без любого, даже самого «незначительного» или маленького члена Тело не может полноценно действовать. Наши группы самопомощи тоже маленькая община, где люди связаны друг с другом одной болью и общей радостью выздоровления.  

– Какие требования к такому консультанту будут предъявляться?

– Приходской консультант должен уметь определить степень подверженности человека зависимости. Для этого сам консультант должен находиться в программе выздоровления.

– То есть он должен быть зависимым?

– Выздоравливающим. Он должен иметь личный опыт выздоровления. Принцип также христианский: «быв искушен, может и искушаемым помочь».

Стоит отметить, что алкоголизм и любая аддикция, зависимость – это болезнь сопротивления, болезнь отрицания. Георг Энгель, выдающийся ученый, который добился того, что алкоголизм был внесен Всемирной организацией здравоохранения в реестр заболеваний, назвал свой главный труд «Алкоголизм как болезнь отрицания».

Да, алкоголик о своей зависимости будет стараться говорить и «да», и «нет» одновременно.

Его сознание искажено, он видит вещи запутанно. С одной стороны, он хочет помощи, с другой – ему страшно, ему неловко, он хочет бросить все это и убежать; сейчас он говорит, что алкоголик, через минуту – что его отец был слишком жестким, поэтому он пьет, но вообще не алкоголик.

Консультант должен отнестись к такому поведению, как норме для алкоголезависимого, не дать сбить себя с толка. И если есть собственный опыт выздоровления, человек сам прошел это отрицание, страхи, противоречивость поведения, сопротивление заболеванию, тогда его очень трудно сбить с толку.

Приходской консультант будет разговаривать с зависимым на равных. Не будет так, что человек встал на стульчик и с пьедестала учит другого. Нет. Он не учит, он – делится. Это базовый принцип общества «Анонимных алкоголиков». Хочешь – слушай, не хочешь – уходи.

Игумен Иона (Займовский) – насельник Данилова монастыря, кандидат богословия, руководитель центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре г. Москвы.